На главную
Карта сайта
Вверх

 

 

Жар Птица
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Жар птица»
 

Жар Птица

 
Свердловская область, Ирбитский район,
п. Пионерский, ул. Ожиганова, д. 11

 

Версия для слабовидящих

Развитие речевого слуха у детей дошкольного возраста

Речевой (фонематический) слух - это способность улавливать и различать на слух звуки (фонемы) родного языка, а также понимать смысл различного сочетания звуков – слова, фразы, тексты. Речевой слух помогает дифференцировать человеческую речь по громкости, скорости, тембру, интонации.

Способность слышать, различать на слух звуки речи не возникает сама собой, даже если у ребёнка хороший физический (неречевой) слух - эту способность нужно развивать с первых лет жизни. Формирование фонематического слуха особенно интенсивно происходит в первые 5-6 лет жизни ребёнка. В этом возрасте появляются все звуки родного языка, речь становится фонетически чистой, без искажений.

Очень важно не упустить возможности возраста и помочь ребенку в формировании правильной речи. При этом одинаково значимы как умение отчётливо выговаривать слова, так и тонко дифференцировать звуки родного языка на слух. Эти умения ребёнка понадобятся при обучении грамоте: часть слов русского языка пишутся, исходя из фонетического принципа письма - "как слышим, так и пишем".

При развитии речевого слуха работа продвигается от различения (слышу - не слышу) к восприятию (что слышу).

Основная задача игр, направленных на развитие восприятия речи на слух, - открыть для малыша особый мир звуков человеческой речи, сделать эти звуки привлекательными и значимыми. Вслушиваясь в слова, играя с ними, ребёнок формирует фонематический слух, улучшает дикцию, стараясь приблизить звучание своей речи к тому, что он слышит от окружающих. Поэтому очень важно, чтобы речь окружающих ребенка людей была чистой и правильной, могла стать образцом для подражания.

Следующим этапом развития фонематического слуха ребёнка является звуковой анализ слова - придумывание слов на заданный звук, определение места звука в слове (в начале, в середине или в конце слова), различение на слух слов, которые отличаются одним звуком, определение на слух звукового состава слов.

 

Игры для развития речевого слуха

 

«Эхо»

Вы бросаете мяч ребёнку и произносите, например: "А-а-а.." Малыш ловит мяч и возвращая его, повторяет услышанный звук. Переберите так все гласные звуки.

«Какой звук начинает слово?»

Вы бросаете малышу мяч и произносите слово, которое начинается на любой гласный звук. Например: аист, осы, эхо, иней, лучше - с ударением на первый гласный звук, тогда ребёнку легче его определить, а маме - выделить голосом. Услышав слово и поймав мяч, ребёнок некоторое время будет думать, какой же звук первый? Пусть сам несколько раз повторит слово и, подражая вам, выделит начальный гласный. Затем чётко произнесёт его и вернёт вам мяч.

«Что за звук спрятался в середине слова?»

Игра похожа на предыдущую, но гласный стоит уже в середине слова: зал, жук, дом, лук, мир и т.д.

Внимание! Берите слова только с одним слогом. Не включайте в игру такие слова, как лёд, люк. В них слышен один гласный звук, но буква пишется совсем другая. Малышу разница в понятиях звук - буква ещё неведома.

«Что за звук в конце слова?»

Правила те же, только гласный звук надо искать в конце слов: ведро, нога, столы, каратэ и т.д. Ударение должно падать на искомый звук. Подобным образом можно выделять и согласные звуки. Условия подбора те же: звук должен звучать ясно, не оглушаться и не пропадать, когда его произносят. Слова могут быть такими: мак, гол, кот, дом, бык и т.д.

«Выбери слово со звуком /У/»

Предложите малышу следующие, например, ряды слов: утка - Ира - аист, осы – ужин, эхо и т.д. Трудно выбрать из трёх, оставьте два, если легко - увеличьте до четырёх-пяти. Не забудьте и провокационный ряд слов, где звука [У] совсем не будет.

«Кто больше придумает слов со звуком /У/»

Сначала познакомьте малыша с различными словами, которые начинаются со звука [У], а затем предложите посоревноваться, кто больше вспомнит слов, начинающихся со звука [У] (аналогично поиграйте и с другими гласными звуками).

Чтобы развить фонематический слух у ребёнка, придётся потрудиться!
Чем раньше вы начнёте заниматься с ребёнком, тем больше шансов, что в школе у него не будет проблем!


Дата публикации: 9 января 2018 | Категория: Сосновских Наталия Александровна

Свежие публикации данной категории