Жар Птица

 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Жар птица»
 

Жар Птица

Свердловская область, Ирбитский район,
п. Пионерский, ул. Ожиганова, д. 11

 

Главная / Странички педагогов / Сосновских Наталия Александровна / Развитие речевого слуха у детей дошкольного возраста

Развитие речевого слуха у детей дошкольного возраста

8 января 2018

Консультации для родителей

Речевой (фонематический) слух - это способность улавливать и различать на слух звуки (фонемы) родного языка, а также понимать смысл различного сочетания звуков – слова, фразы, тексты. Речевой слух помогает дифференцировать человеческую речь по громкости, скорости, тембру, интонации.

Способность слышать, различать на слух звуки речи не возникает сама собой, даже если у ребёнка хороший физический (неречевой) слух - эту способность нужно развивать с первых лет жизни. Формирование фонематического слуха особенно интенсивно происходит в первые 5-6 лет жизни ребёнка. В этом возрасте появляются все звуки родного языка, речь становится фонетически чистой, без искажений.

Очень важно не упустить возможности возраста и помочь ребенку в формировании правильной речи. При этом одинаково значимы как умение отчётливо выговаривать слова, так и тонко дифференцировать звуки родного языка на слух. Эти умения ребёнка понадобятся при обучении грамоте: часть слов русского языка пишутся, исходя из фонетического принципа письма - "как слышим, так и пишем".

При развитии речевого слуха работа продвигается от различения (слышу - не слышу) к восприятию (что слышу).

Основная задача игр, направленных на развитие восприятия речи на слух, - открыть для малыша особый мир звуков человеческой речи, сделать эти звуки привлекательными и значимыми. Вслушиваясь в слова, играя с ними, ребёнок формирует фонематический слух, улучшает дикцию, стараясь приблизить звучание своей речи к тому, что он слышит от окружающих. Поэтому очень важно, чтобы речь окружающих ребенка людей была чистой и правильной, могла стать образцом для подражания.

Следующим этапом развития фонематического слуха ребёнка является звуковой анализ слова - придумывание слов на заданный звук, определение места звука в слове (в начале, в середине или в конце слова), различение на слух слов, которые отличаются одним звуком, определение на слух звукового состава слов.

 

Игры для развития речевого слуха

 

«Эхо»

Вы бросаете мяч ребёнку и произносите, например: "А-а-а.." Малыш ловит мяч и возвращая его, повторяет услышанный звук. Переберите так все гласные звуки.

«Какой звук начинает слово?»

Вы бросаете малышу мяч и произносите слово, которое начинается на любой гласный звук. Например: аист, осы, эхо, иней, лучше - с ударением на первый гласный звук, тогда ребёнку легче его определить, а маме - выделить голосом. Услышав слово и поймав мяч, ребёнок некоторое время будет думать, какой же звук первый? Пусть сам несколько раз повторит слово и, подражая вам, выделит начальный гласный. Затем чётко произнесёт его и вернёт вам мяч.

«Что за звук спрятался в середине слова?»

Игра похожа на предыдущую, но гласный стоит уже в середине слова: зал, жук, дом, лук, мир и т.д.

Внимание! Берите слова только с одним слогом. Не включайте в игру такие слова, как лёд, люк. В них слышен один гласный звук, но буква пишется совсем другая. Малышу разница в понятиях звук - буква ещё неведома.

«Что за звук в конце слова?»

Правила те же, только гласный звук надо искать в конце слов: ведро, нога, столы, каратэ и т.д. Ударение должно падать на искомый звук. Подобным образом можно выделять и согласные звуки. Условия подбора те же: звук должен звучать ясно, не оглушаться и не пропадать, когда его произносят. Слова могут быть такими: мак, гол, кот, дом, бык и т.д.

«Выбери слово со звуком /У/»

Предложите малышу следующие, например, ряды слов: утка - Ира - аист, осы – ужин, эхо и т.д. Трудно выбрать из трёх, оставьте два, если легко - увеличьте до четырёх-пяти. Не забудьте и провокационный ряд слов, где звука [У] совсем не будет.

«Кто больше придумает слов со звуком /У/»

Сначала познакомьте малыша с различными словами, которые начинаются со звука [У], а затем предложите посоревноваться, кто больше вспомнит слов, начинающихся со звука [У] (аналогично поиграйте и с другими гласными звуками).

Чтобы развить фонематический слух у ребёнка, придётся потрудиться!
Чем раньше вы начнёте заниматься с ребёнком, тем больше шансов, что в школе у него не будет проблем!


На сайте pticads.ru мы не собираем и не храним никакую информацию без вашего согласия.
Cookie используются для сбора статистики и информации технического характера и хранятся на вашем устройстве. Принимаю
Наверх страницы