Жар Птица

 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Жар птица»
 

Жар Птица

Свердловская область, Ирбитский район,
п. Пионерский, ул. Ожиганова, д. 11

 

Главная / Странички педагогов / Сосновских Наталия Александровна / Методические материалы / Система работы по развитию пространственных представлений у детей дошкольного возраста с нарушениями речи

Система работы по развитию пространственных представлений у детей дошкольного возраста с нарушениями речи

25 октября 2019

Методические материалы

 

Ориентировка в пространстве имеет важное значение в познании окружающей действительности. Является одним из условий социально- бытовой адаптации дошкольников и подготовке их к школе.

Проблема формирования пространственных отношений и их отражения в речи имеет особое значение в организации образовательной деятельности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Эти дети имеют сохранные возможности интеллектуального развития, однако для них характерно нарушение внимания, памяти, функциональной недостаточности зрительного и слухового восприятия. Развитие пространственных представлений у детей с недоразвитием речи подчиняется тем же закономерностям, что и при нормальном развитии, однако этот процесс осуществляется медленнее, в более поздние сроки. Эти недостатки носят, как правило, вторичный характер, а следовательно, могут быть скорректированы с помощью специально организованного обучения.

Не поиск единственно правильного ответа, а умение решить проблему – дает возможность эффективно решать данную задачу

Формирование у ребенка пространственных представлений в дошкольном возрасте связано с появлением чувства собственного тела, предметно-практической деятельности и зрительно-моторной координации. Поэтому особое внимание необходимо уделять играм, направленным на обогащение чувственного, двигательного опыта детей, опыта практической деятельности. В педагогической копилке любого педагога дошкольной организации таких игр и видов детской деятельности достаточно много, однако часто они носят бессистемный характер, хотя развитие пространственных представлений подразумевает четкие этапы.

Результатом разработки игровых упражнений на развитие пространственных представлений может стать система игр «Пальчики шагают»,  научной основой которых стала теория поэтапного формирования умственных действий Петра Яковлевича Гальперина, согласно которой перевод любого действия в умственный план включает в себя тоже пять этапов.

Развитие пространственных представлений неотделимо от ориентировки на плоскости, так же, как и в пространстве необходимо начинать с малого. В качестве ориентировочной основы для этого лучше всего подходит квадрат, поделенный на 9 равных частей. Так как ребенок дошкольник мыслит образами, то в каждую ячейку квадрата можно поселить любой образ и придумать сюжетную линию игры будь то «Сказочный лес», «Остров сокровищ», «В мире профессий»…

Эти карты становятся той самой ориентировочной основой, с помощью которой ребенок будет выполнять практические и умственные действия. Для этого ребенок шагает пальчиками или перемещает фигурки по полю, но двигаться можно только вверх, вниз, влево и вправо. На каждой тематической карте ребенок решает разные задачи, забивает гол, ищет клад, ведет в гости животных и многое другое. Выполнение заданий обязательно сопровождается речью.

Например, когда мы отрабатываем лексическую тему «Домашние животные» детям предлагаю такое задание: Нужно найти всех детенышей животных показываю картинку, например котенка называем детеныша, его маму и помогаем котенку добраться до кошки, для этого ребенок должен назвать путь, по которому можно добраться до места. Вместе с ребенком решаем, откуда начнем путь и пальчиками прокладываем дорогу, обязательно с проговариванием. И так далее по всем лексическим темам.

После того как мы усвоили правила передвижения по карте переходим к следующему этапу. Старший дошкольный возраст наиболее сенситивен к знаково-символической деятельности, которая подразумевает операции замещения, кодирования и декодирования информации. Это выполняется с помощью стрелок. Для этого детям предлагаем написать программу, благодаря которой можно решить задачу.

Например, задание на кодирование: На таких игровых карточках обозначается начальный и конечный пункт. Ребенок с помощью маркера или карточек со стрелочками прокладывает путь, -  по которому можно найти предметы людям разных профессий, найти маму малышу, найти хвост животным, расселить животных по местам обитания…

Например, в игре «Остров сокровищ»,  поле так же разделено на 9 частей, по которому можно передвигаться. На дополнительной рабочей карте ребенок рисует или выкладывает картинки начальный пункт и конечный, а затем прокладывает путь стрелочками. Т.е. на этом этапе учимся кодировать - Записывать необходимые ходы для решения задачи.

Таким образом, ребенок приобретает самые первые навыки составления линейных алгоритмов. Параллельно с заданиями на кодирование идут задания на декодирование. В этом случае на игровых карточках обозначается начальный пункт и программа передвижения, задача ребенка определить конечный пункт.

Дети дошкольного возраста, а тем более дети с нарушениями речи не могут решить такие игровые задачи в умственном плане, по этому, для них есть возможность решить задачу практическим путем (мы шагаем пальчиками,  передвигаем картинки, двигаем фишки, игрушки…). Однако не надо забывать, что основная задача – это постепенный перевод практических действий в умственные. С этой целью, говоря языком П.Я.Гальперина, необходимо подключать громкую речь. А это значит, что все свои действия ребенок должен проговаривать. Что происходит, когда ребенок проговаривает свои действия? Он фиксирует свои движения не только графическим знаком, но и словом: таким образом, задействуются сразу три анализатора: двигательный, зрительный и слуховой.

Т.е. Следующий этап теории Гальперина, предполагает переход громкой речи во внутреннюю, без практических действий. В этом случае педагог берет на себя роль читающего программы, а ребенок передвигается по карте, но уже без фишки, а только взглядом. Выполнив ряд передвижений, ребенок называет пункт остановки. Количество ходов постепенно увеличивается.

Стоит ли ограничивать эту игру только перемещениями вверх, вниз, влево, вправо? Конечно же, нет. Следующим этапом учимся передвигаться наискосок, по диагонали. Таким образом, в программах появляются стрелочки наискосок. Используются так же все карточки в зависимости от лексической темы. И точно так же составляются программы передвижения.

На следующем этапе подключаем следующий вариант карты с точками. Таким образом, дети переходят к более схематичной, ориентировочной основе и рисованию маршрутов по готовым программам или на слух. Эти умения является одним из главных показателей развития зрительно моторной координации.

Еще один вариант для закрепления, игра «Футбол» с помощью кубика, определяем направление и передвигаемся на один квадрат.

В период подготовки детей к обучению грамоте в 6-7 лет вводим задания и игры на уточнение связи звука с буквой.

На этапе автоматизации звуков использую карточки с буквами. Для развития фонематического слуха. Ребенок определяет, выделяет заданный звук и передвигается пальчиками к букве обозначающей заданный звук.

Для уже читающих детей есть задание на составление слова так же по клеточкам

В процессе выполнения таких игровых задач ребенок учится составлять простейшие линейные алгоритмы, что, в свою очередь, дисциплинирует ум, формирует системный подход и алгоритмическое мышление, которое является операционной базой всех методов и приемов обработки и использования информации. Нетрудно согласиться, что навыки, составляющие его основу, необходимы каждому человеку, живущему в современном информационном обществе, независимо от его профессиональной подготовки и интересов.


На сайте pticads.ru мы не собираем и не храним никакую информацию без вашего согласия.
Cookie используются для сбора статистики и информации технического характера и хранятся на вашем устройстве. Принимаю
Наверх страницы