О речевом развитии детей
26 июня 2019
Роль речи в психологическом развитии ребенка сложно переоценить. Вот почему явные речевые нарушения приводят к ряду негативных последствий:
- у ребенка замедляется формирование познавательных процессов;
- развиваются черты характера, мешающие общению с окружающими (замкнутость, нерешительность, низкая самооценка);
- появляются сложности с усвоением школьных умений – письма и чтения, что снижает детскую успеваемость.
Чтобы снизить риск появления подобных нарушений, важно знать последовательность усвоения детьми правил родного языка и нормы формирования речевых умений.
Отечественный психолингвист и психолог Алексей Леонтьев выделил несколько важных периодов речевого развития, через которые проходит каждый ребенок.
- Подготовительный этап длится от рождения до года, подразделяясь на три периода:
- крик – это единственный способ взаимодействия новорожденного с окружающим миром и первая голосовая реакция. С его помощью он не только сигнализирует маме, что он ощущает дискомфорт, но и тренирует дыхание, голос и артикуляцию;
- гуление (до 6 месяцев) – это воспроизведение малышом определенных звуков и различных их вариаций: бу-у-у, а-гу, а-гы и т.п. Очень важно поддерживать детское желание общаться, родителям проговаривать и повторять «сказанное» ребенком;
- лепет (до года) – заключительная стадия подготовки ребенка к полноценной речи. Представляет собой слогоподобные вокализации (типа /та-та-та/,/ба/,/ма/ и т. п.), с помощью которыхребёнок выражает свои желания и требования или просто «играет» со звуками голоса. Лепет -Это основа становления слоговой структуры слова.
2. Преддошкольный этап начинается с момента появления первых слов (обычно с 12 месяцев) и заканчивается в трехлетнем возрасте.
Первые детские слова имеют обобщенный характер. К примеру, словом «дай» малыш обозначает и предмет, и свои желания, и просьбу. Вот почему понимают кроху только близкие люди и лишь в конкретной ситуации.
С полутора лет дети учатся произносить слова полностью, а не в усеченной форме. Словарь продолжает расти, ребенок складывает маленькие предложения без предлогов: «Катя кися» (у Кати есть кошка), «Катя ам-ам» (Катя хочет есть).
К трем годам в детской речи появляются вопросы: «Куда?», «Где?», «Когда?». Малыш начинает активно использовать предлоги, учится согласовывать слова в числе, падеже и роде.
- Дошкольный этап речевого развития длится с трех до семи лет. В это время объем активного и пассивного словаря значительно увеличивается. Если дети четвертого года жизни используют в речи чаще простые предложения, то к пяти годам они уже общаются сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями. А к концу дошкольного этапа дети обычно правильно выговаривают звуки, грамотно строят предложения и имеют широкий кругозор.
Всё ли в порядке? Этим вопросом задаются многие родители и даже педагоги, переживая, что дети говорят мало слов, их речь невнятна и т.д. Предлагаю границы нормального речевого развития, с помощью которых вы сможете отслеживать формирование языковых навыков у детей.
В 6 месяцев младенец:
воспроизводит звуки с интонацией;
реагирует на собственное имя (поворачивает голову);
интересуется источниками звука, особенно если они идут от значимых взрослых;
реагирует плачем или улыбкой на дружеский или сердитый тон.
В 12 месяцев малыш:
использует в речи несколько простых слов (или их фрагментов);
следует простым инструкциям, особенно если мама показывает жестом, что нужно взять или принести.
В 18 месяцев дети:
- имеют активный словарь до 20 слов, в основном это существительные;
- в речи часто присутствуют эхолалии – повторяют услышанную фразу снова и снова;
эмоционально и невнятно говорят на «тарабарском» языке. Звуки А, О, Э, П, Б, М.произносит правильно
В 2 года ребенок:
- называет несколько знакомых предметов из своего окружения;
- составляет простейшие предложения, чаще всего состоящие из глаголов и существительных – «Кися кусит» (кошка кушает);
- может использовать в речи до 150-300 слов;
- знает и использует несколько местоимений – «мой», «моё», «моя»;
В речи ребенка третьего года жизни должны появиться звуки [с’], [л’], [й’], а также, [г], [х], [к], [н], [в], [ф], [д], [т] (и их мягкие пары), все гласные. Однако произношение многих звуков еще далеко от совершенства, что на данном возрастном этапе является характерным для детской речи, так как подвижность мышц языка и губ еще недостаточно развита.
В 3 года дети:
- обладают активным словарным запасом из 1000 слов, обычно это существительные и глаголы;
- начинают применять множественное число существительных;
- используют союзы «если», «когда», «потому что»;
- называют свой пол, имя и возраст;
- понимают рассказанные и прочитанные небольшие сказки и стихи;
- понимают простые вопросы, отвечают на них чаще односложно.
В 4 года малыши:
- используют в речи до 2000 слов;
- меньше сокращают, переставляют и пропускают слова;
- отвечают на вопросы, пересказывают хорошо знакомые рассказы и сказки;
- Ребенок четвертого года жизни правильно произносит свистящие звуки [с], [з] и [ц]. В этом возрасте он еще не всегда может верно произнести шипящие звуки [ш], [ж], [ч’], [щ’] и часто заменяет их свистящими
- задают множество вопросов – как простых, так и довольно неожиданных;
- говорят сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями – «Я стукнул Васю, потому что он забрал машинку».
В 5 лет ребенок:
расширяет свой словарь до 2500-3000 слов;
может составить рассказ по картинке;
применяет обобщающие понятия (цветы, дикие животные, обувь, транспорт и т.д.);
использует в предложениях все части речи – прилагательные, местоимения, деепричастия, междометия и т.п.;
разговаривает на понятном взрослому языке, хотя встречаются и ошибки при ударении, при склонении существительных;
Дети данного возраста овладевают четким и чистым произношением шипящих звуков [ш], [ж], [ч’], [щ’], многие начинают верно произносить звуки [р], [р’], [л], но еще не всегда умеют употреблять их во всех словах. В норме пятилетние дети должны научиться четко произносить все звуки в составе слов и предложений.
В 6-7 лет дошкольники:
- используют в речи от 3500 слов;
- склоняют все члены предложения по роду, падежу и числу;
- любят и охотно рассказывают сказки, сочиняют истории, отвечают на вопросы.
Если вы отметили, что речевое развитие ребенка в группе значительно отстает от примерных ориентиров нормального формирования речи, рекомендуйте родителям обратиться за помощью к специалисту.
Также вас должно насторожить, если ребенок:
- в два года не показывает на картинке кошку, зайчика, медвежонка, не понимает самых простых вопросов;
- в трехгодовалом возрасте не может выполнить двухсоставную инструкцию («Возьми мяч и принеси мне»), не называет известные ему вещи;
- в четыре года не в состоянии ответить на простейшие вопросы, неправильно произносит большинство звуков, говорит короткими предложениями.
В раннем и особенно дошкольном возрасте происходит активное развитие речи у детей, которое влияет на совершенствование всех психических процессов. Вот почему так важно иметь представление о нормативных сроках усвоения ребенком речевых навыков. Конечно, каждый малыш индивидуален, однако знание норм и этапов развития речи поможет вам вовремя обратиться к специалисту в случае обнаружения каких-либо проблем.
Когда обращаться к логопеду:
В 3 года, заниматься постановкой звуков не целесообразно. Ребенок не усидчив, и как мы знаем некоторые звуки ещё допустимо не произносить.
Если в 4- 4.5 года у ребенка нарушено произношение 1-2 звуков (обычно, Р, Л), то можно подождать до 5- 5.5 лет. Стоит обратить на это внимание и заниматься дома хотя бы артикуляционными упражнениями.
Если в 3-4 года, ребенок говорит предложениями из 1-2 слов, пропускает и заменяет слоги, имеет бедный словарный запас, то тут уже ждать не стоит. Занятия и игры по стимулированию речи, развитие речи и словаря необходимы, а артикуляционные упражнения укрепят, подготовят язык, губы для освоения звукопроизношения дальнейшем.
Свежие статьи данной категории
29 сентября 2021 И девчонки и мальчишки, все на свете любят книжки!
26 июня 2019 О речевом развитии детей
9 января 2018 Развитие речевого слуха у детей дошкольного возраста
9 января 2018 РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ для домашних занятий с детьми
19 февраля 2016 Родителям о развитии речи детей